Рейтинг@Mail.ru

Зачем люди учатся?

Здесь рождаются истинные Склифасовские

Модератор: BarS

Правила форума
В этом форуме запрещена любая не согласованная коммерческая реклама/раскрутка. Наказание - удаление учётной записи и/или сообщений.

Re: Зачем люди учатся?

Сообщение Frank » 26 апр 2013, 21:58

Почитай-ка это:
Мои студенты прошли уже много предметов, а это должен
был быть их самый серьезный курс по электричеству и магнетизму - уравнения
Максвелла и т.д.
Университет располагался в нескольких зданиях, разбросанных по городу,
и я вел свои занятия в здании, окна которого выходили на залив.
Я обнаружил очень странное явление: я задавал вопрос, и студенты
отвечали, не задумываясь. Но когда я задавал вопрос еще раз - на ту же тему
и, как мне казалось, тот же самый вопрос, они вообще не могли ответить!
Например, однажды я рассказывал о поляризации света и раздал им всем кусочки
поляроида.
Поляроид пропускает свет только с определенным направлением
поляризации. Поэтому я объяснил, как определить направление поляризации
света по тому, темный поляроид или светлый.
Сначала мы взяли две полоски поляроида и вращали их до тех пор, пока
они не пропустили максимум света. Теперь мы могли сказать, что две полоски
пропускают свет, поляризованный в одном направлении: что пропускает один
поляроид, может пройти и через второй. Но потом я спросил, можно ли, имея
всего один кусок поляроида, определить, в каком направлении он поляризует
свет. Они совершенно не представляли себе.
Я знал, что это требует известной доли находчивости, поэтому я
подсказал: "Посмотрите на залив. Как от него отражается свет?"
Все молчат. Тогда я сказал:
- Вы когда-нибудь слышали об угле Брюстера?
- Да, сэр. Угол Брюстера - это угол, отражаясь под которым от
преломляющей среды, свет полностью поляризуется.
- В каком направлении свет поляризуется при отражении?
- Свет поляризуется перпендикулярно плоскости падения, сэр.
Даже теперь я не могу этого понять. Они знали все наизусть. Они знали
даже, что тангенс угла Брюстера равен показателю преломления!
Я сказал: "Ну?"
По-прежнему, ничего. Они только что сказали мне, что свет, отражаясь от
преломляющей среды, как, например, воды в заливе, поляризуется. Они даже
сказали, в каком направлении он поляризуется.
Я сказал: "Посмотрите на залив через поляроид. Теперь поворачивайте
поляроид".
- О-о-о, он поляризован! - воскликнули они.
После длительного расследования я, наконец, понял, что студенты все
запоминали, но ничего не понимали. Когда они слышали "свет, отраженный от
преломляющей среды", они не понимали, что под средой имеется в виду,
например, вода. Они не понимали, что "направление распространения света" -
это направление, в котором видишь что-то, когда смотришь на него, и т.д. Все
только запоминалось, и ничего не переводилось в осмысленные понятия. Так
что, если я спрашивал: "Что такое угол Брюстера?", я обращался к компьютеру
с правильными ключевыми словами. Но если я говорил: "Посмотрите на воду", -
ничего не срабатывало. У них ничего не было закодировано под этими словами.
Позже я посетил лекцию в Инженерном институте. Проходила она так:
"Два тела... считаются эквивалентными... если равные вращательные
моменты... производят... равное ускорение. Два тела считаются
эквивалентными, если равные вращательные моменты производят равное
ускорение". Студенты сидели и записывали под диктовку, а когда профессор
повторял предложение, они проверяли, все ли правильно записано. Потом они
писали следующее предложение и еще одно, и еще одно. Только я один знал, что
профессор говорил о телах с одинаковыми моментами инерции, а уяснить это
было трудно.
Я не понимал, как они смогут разобраться во всем этом. Вот речь шла о
моменте инерции, но не было никакого обсуждения хотя бы такого примера: ты
хочешь открыть дверь и толкаешь ее с одной стороны, а с другой стороны ее
подпирают грузом то с краю, то у самых петель. Насколько труднее будет
открыть ее в первом случае, чем во втором?
После лекции я спросил одного студента:
- Вы ведете все эти записи. Что вы с ними делаете?
- О, мы их заучиваем. У нас будет экзамен.
- А какой будет экзамен?
- Очень простой. Я могу Вам прямо сейчас назвать один из вопросов, - он
заглянул в тетрадь и сказал: "В каком случае два тела считаются
эквивалентными?". А ответ: "Два тела считаются эквивалентными, если равные
вращательные моменты производят равные ускорения".
Так что, как видите, они могли сдавать экзамены, и "учить" все это, и
не знать абсолютно ничего, кроме того, что они вызубрили.
Потом я был в Инженерном институте на вступительном экзамене. Экзамен
был устный, и мне разрешили послушать. Один абитуриент был просто
великолепен. Он отлично отвечал на все вопросы. Его спросили, что такое
диамагнетизм. Он ответил совершенно правильно. Потом его спросили: "Что
происходит с лучом света, когда он проходит под определенным углом через
слой материала определенной толщины и с определенным показателем
преломления?"
- Он выходит, сместившись параллельно самому себе, сэр.
- А на сколько он сместится?
- Я не знаю, сэр, но я могу посчитать.
Он посчитал. Все было прекрасно. Но у меня к этому времени уже были
подозрения.
После экзамена я подошел к блестящему молодому человеку и объяснил, что
я из Соединенных Штатов и хочу задать несколько вопросов, которые никак не
повлияют на результат экзамена. Для начала я спросил, может ли он привести
какой-нибудь пример диамагнетика.
- Нет.
Тогда я сказал: "Представьте себе, что эта книга стеклянная, и я смотрю
сквозь нее на что-нибудь на столе. Что случится с изображением, если
наклонить стекло?"
- Изображение повернется, сэр, на угол, в 2 раза превышающий угол
наклона.
- А вы не путаете с зеркалом?
- Нет, сэр.
Он только что сказал на экзамене, что луч света сместится параллельно
самому себе, и, следовательно, изображение сдвинется в сторону, но не будет
поворачиваться ни на какой угол. Он даже вычислил, насколько изображение
сдвинется, но он не понимал, что кусок стекла - это и есть материал с
показателем преломления и что его вычисления имели самое непосредственное
отношение к моему вопросу.
В Инженерном институте я читал курс "Математические методы в физике", в
котором старался научить студентов решать задачи методом проб и ошибок.
Этого обычно не знают, и я начал с простых арифметических примеров. Я был
удивлен, когда из восьмидесяти с лишним студентов только восемь сдали первое
задание. Я произнес настоящую речь о том, что надо пробовать самим, а не
просто сидеть и смотреть, как я решаю.
После лекции ко мне подошла небольшая делегация. Мне объяснили, что я
недооцениваю их подготовку, что они могут учиться, и не решая задач, что
арифметику они давно уже прошли и что заниматься такими простыми вещами ниже
их достоинства.
Мы продолжали заниматься, и, независимо от того, насколько сложным
становился материал, они никогда не сдавали ни одной работы. Конечно, я
понимал, отчего: они не могли ничего решить.
Еще одного я не мог от них добиться - вопросов. В конце концов один
студент объяснил мне: "Если я задам Вам вопрос во время лекции, потом все
будут говорить: "Зачем ты отнимаешь у нас время на занятиях? Мы стараемся
что-то узнать. А ты прерываешь лекцию, задавая вопросы".
Это было какое-то непостижимое высокомерие, так как никто ничего не
понимал в происходящем, и все только делали вид, что понимают. Они
притворялись, что им все ясно. И если кто-то задавал вопрос, признавая тем
самым, что ему не все понятно, на него смотрели сверху вниз и говорили, что
он отнимает время.
Я объяснял, как полезно работать сообща, обсуждать все проблемы, все до
конца выяснять, но они этого не делали, потому что, задав вопрос, они
уронили бы свое достоинство. Бедняги! Разумные люди, и сколько труда они
тратили, но вот усвоили этот нелепый, извращенный взгляд на вещи и сделали
свое "образование" бессмысленным, полностью бессмысленным.

Удивительно, но это не про нас :) Но как похоже...
Изображение
Аватара пользователя
Frank
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 4501
Зарегистрирован: 11 фев 2007, 22:20
Откуда: с Глинки
Пол: Мужской
Провайдер: Амрон

Re: Зачем люди учатся?

Сообщение Tigress » 27 апр 2013, 14:08

Мне мой диплом пока еще никак в жизни не пригодился, но я не жалею, что отучилась 5 лет, чесслово
Я как шампанское, могу быть игривой, а могу и в голову дать...
Аватара пользователя
Tigress
это имя знают все
это имя знают все
 
Сообщения: 531
Зарегистрирован: 20 янв 2009, 20:10
Пол: Женский
Провайдер: Я не из Николаева

Re: Зачем люди учатся?

Сообщение Tigress » 27 апр 2013, 22:59

Я там не только с ровесниками общалась, но и с пенсионерами, и даже старше ))

Где бы я еще на латыни изучила с/х растения, или посмотрела (я его проспала) кино про баранов с курдюками, или узнала что такое Дон-1500, а тем более не рисовала бы сама оборотный навесной плуг!
Я как шампанское, могу быть игривой, а могу и в голову дать...
Аватара пользователя
Tigress
это имя знают все
это имя знают все
 
Сообщения: 531
Зарегистрирован: 20 янв 2009, 20:10
Пол: Женский
Провайдер: Я не из Николаева

Re: Зачем люди учатся?

Сообщение boris » 27 апр 2013, 23:07

Tigress писал(а):посмотрела (я его проспала) кино про баранов с курдюками


Эээ... "Барашек Шон"? :)
Грязным - вверх,
Ногами - вперёд!
Аватара пользователя
boris
это имя знают все
это имя знают все
 
Сообщения: 3540
Зарегистрирован: 25 мар 2007, 08:12
Пол: Мужской
Провайдер: Дикий Сад

Re: Зачем люди учатся?

Сообщение Monk » 28 апр 2013, 00:20

Shadow писал(а):Дак зачем люди учатся?

По инерции. Считают, что диплом закрепит за ними определённый статус, поможет устроиться на хорошую работу и стать большим
чебуреком
человеком.
Let's rock!
Аватара пользователя
Monk
Баламут
Баламут
 
Сообщения: 1259
Зарегистрирован: 13 фев 2007, 01:47
Пол: Мужской
Провайдер: Дикий Сад

Re: Зачем люди учатся?

Сообщение BarS » 28 апр 2013, 02:08

Этот феномен, является отголоском советского прошлого. У большинства нынешних студентов родители пока ещё "родом из совка". Совок приучил это поколение к тому, что Высшее образование это круто, модно и престижно. В Совке активно пропагандировалось такое отношение к образованию. При этом высшее образование, у нас очень дёшево и доступно. Конечно речь не о всяческо там пафосной дряни, типа юристов, экономистов или навороченных программистов. В каждом ВУЗе на каждом факультете есть одна две "непрестижных" специальностей. Типа "Электрофизика высоких напряжений", "Корабли и Океанотеника" и т.п. А при нынешнем кол-ве абитуриентов даже на среднепрестижные специальности конкурсы совсем небольшие. Плюс развелось тысячи всяческих мелких частных лавочек, которые незадорого эксплуатируют эту совковую страсть родителей к "высшему образованию". Но это даже не самое смешное. Гораздо смешнее то какую форму принял "Болоноский процесс" в нашей стране. Западная система высшего образования по "Болонскому процессу" признаёт два уровня специалистов. Массовый базовый уровень - Бакалавр - 4-4,5 года обучения, и иди работай на завод или в оффис, олигархом или планктоном. И высший научный уровень - МАгистр 5-5,5 лет, и далее научные статьи, труды, степени, нобелевка, адронный коллайдер. У нас же ни родители ни работодатели "родом из совка" не понимают что это за бакалавр такой и за высшее образование бакалавра не считают. Магистров же в принципе не может быть много поэтому на каждой специальности лицензировано от силы 5-10 магистров из 15-30 общего набора. В результате во первых все хотят быть магистрами, потому как родители заставляют, во вторых из советского прошлого так и осталась ещё одна квалификация "специалист", о которых в "Болонском процессе" и слыхом не слыхивали, но дети 5-й курс отучились, многие ещё за один год денег заплатили и родители спокойны и работодатель со спокойным сердцем берёт на кассу "специалиста" по "Финансам", или наборщиком текстов в Ворде "специалиста" или "магистра" по "Программному обеспечению автоматизированных систем"
Всех убью, один останусь
Сироту всякий норовит обидеть
Аватара пользователя
BarS
Неприкасаемый
Неприкасаемый
 
Сообщения: 4481
Зарегистрирован: 11 фев 2007, 19:38
Откуда: 194.145.199.200
Пол: Мужской
Провайдер: Амрон

Re: Зачем люди учатся?

Сообщение Frank » 28 апр 2013, 10:20

А ещё в ВУЗ идут чтобы работать офисным планктоном, потому что без высшего образования... Ну разве что грузчиком/уборщицей работать, тупо нет достаточно престижных в достаточных количествах рабочих мест для людей без в/о, стране и молодёжи не нужны фрезеровщики, токари, если кто слышит "слесарь" сразу думает о ЖЭКе, если "электрик" то "шабашка" - рабочих мест для технических специальностей практически нет, так как промышленность развалилась, сельскогое хозяйство развалилось, никакого оборудования в нашей стране не производится и не разрабатывается, короче получилась замкнутая петля.
Изображение
Аватара пользователя
Frank
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 4501
Зарегистрирован: 11 фев 2007, 22:20
Откуда: с Глинки
Пол: Мужской
Провайдер: Амрон


Вернуться в Философский уголок

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron